В эпоху водорода: Bosch начинает серийное производство модуля питания на топливных элементах
Поделиться
Компания Bosch вступает в водородную эру мобильности. На своем заводе в Штутгарте-Фойербахе поставщик технологий и услуг приступил к серийному производству силового модуля на топливных элементах. Пилотным заказчиком является американская компания Nikola Motors и ее электрический грузовик на топливных элементах, дебют которого на американском рынке состоится в третьем квартале 2023 года. Здесь, в Штутгарт-Фойербахе, на заводе, чья история уходит корнями в прошлое, как ни на одном другом предприятии Bosch, водородное будущее уже наступило, – заявил д-р Штефан Хартунг, председатель правления Robert Bosch GmbH, на Bosch Tech Day 2023. Bosch знает толк в водороде, и Bosch растет вместе с водородом.
Компания работает по всей цепочке создания стоимости водорода, разрабатывает технологии его производства и применения. К 2030 году Bosch планирует получить около 5 млрд. евро от продаж водородных технологий.
В своих решениях для водородной экономики Bosch также опирается на глобальную производственную сеть и мастерство своих немецких подразделений. Например, завод Bosch в Бамберге (Германия) будет поставлять на завод в Фойербахе блок топливных элементов. А такие важные компоненты системы, как электрический воздушный компрессор и рециркуляционный вентилятор, поставляются с завода Bosch в Хомбурге (Германия). Bosch – одна из немногих компаний, способных серийно производить такие сложные технологии, как топливные блоки. Мы обладаем не только необходимым опытом в области систем, но и способностью быстро доводить новые разработки до серийного производства, – заявил Маркус Хейн, член правления Bosch и председатель подразделения Bosch Mobility. Производство силового модуля на топливных элементах начинается не только в Фойербахе, но и в Чунцине (Китай).
Необходимые для него компоненты будут поставляться с завода в Уси. Bosch – первая компания, производящая эти системы в Китае и Германии, – сказал Хартунг. Кроме того, Bosch планирует производить стеки для мобильных приложений на своем американском заводе в Андерсоне, штат Южная Каролина. По прогнозам компании, к 2030 году каждый пятый новый грузовик массой шесть тонн и более будет оснащен силовым агрегатом на топливных элементах.
Bosch помогает формировать водородную экономику и видит в этом обязательства политиков.
Только при использовании водорода возможен климатически нейтральный мир. Для Bosch это совершенно очевидно. Поэтому компания решительно выступает за создание водородной экономики и наращивает свои инвестиции в водород. В период с 2021 по 2026 год Bosch вложит в разработку и производство своих технологий H2 около 2,5 млрд. евро. Это еще на миллиард евро больше, чем было предусмотрено инвестиционным планом на 2021-2024 годы. Возможности для бизнеса Bosch огромны, как и влияние на рабочие места. Уже сейчас более 3000 сотрудников Bosch работают над водородными технологиями, причем более половины из них – в Европе. Большинство вакансий могут быть заполнены внутри компании, особенно теми, кто до сих пор работал в подразделении силовых агрегатов Bosch.
Однако дальнейшие перспективы водородного бизнеса зависят от политической обстановки. Особенно Хартунг считает, что Европа должна сделать гораздо больше, чтобы создать противовес быстрым темпам развития в других регионах мира, например, в США. В частности, глава Bosch выдвигает четыре требования к немецким и европейским политикам: Во-первых, мы должны ускорить темпы производства водорода в ЕС. Во-вторых, необходимо создать глобальные цепочки поставок, и, в-третьих, водород должен использоваться во всех секторах экономики. В качестве четвертого пункта он подчеркнул важность скорейшего создания инфраструктуры для распределения водорода в Европе.
Технологии Bosch начинаются с электролиза и заканчиваются водородным двигателем.
В любом случае Bosch готова и применяет автомобильный опыт в водородной экономике как никакая другая компания. Именно поэтому компания востребована и в производстве H2. В начале 2023 года Bosch приступила к созданию прототипов электролизных установок с использованием протонообменных мембран – то есть к методу, обратному преобразованию энергии, используемому в мобильных топливных элементах.
Начиная с осени, компания намерена предоставить прототипы мощностью 1,25 мегаватта для опытного применения и планирует начать их серийное производство в 2025 году. Bosch рассматривает несколько вариантов использования водорода. Стационарные твердооксидные топливные элементы могут быть использованы для распределенной подачи электроэнергии и тепла. В рамках пилотного проекта в больнице Эркеленц под Кельном (Германия) компания Bosch планирует использовать эту технологию для достижения общего КПД на уровне 90%.
Первоначально микроэлектростанция будет работать на природном газе, но может быть переведена на экологически чистый водород. Помимо силового агрегата на топливных элементах, Bosch также работает над водородным двигателем, разрабатывая системы портового и непосредственного впрыска водорода.
Это решение подходит для тяжелых автомобилей, совершающих дальние рейсы с большими грузами. Водородный двигатель может делать все то же самое, что и дизельный, но при этом является углеродно-нейтральным. Кроме того, он позволяет быстро и с минимальными затратами перейти на водородные технологии передвижения, – говорит Хейн. Одним из главных преимуществ является то, что более 90% технологий разработки и производства, необходимых для него, уже существуют. Ожидается, что двигатель H2 начнет выпускаться с 2024 года. Уже сейчас Bosch имеет четыре заказа на производство из всех крупных экономических регионов и ожидает шестизначных объемов производства к 2030 году. Таким образом, и в этой области Bosch динамично развивает водородную экономику.