ЗАГРУЗКА

Тип поиска

Новости

ЮНЕСКО объявляет международный конкурс на восстановление исторического комплекса Аль-Нури в Мосуле

Поделиться

СЛОВА АБИ САМ ТОМАС

КОМПЛЕКС АЛЬ-НОУРИ ИМИДЖЫ © UNESCO / MOAMIN AL-OBAID

ЮНЕСКО объявляет международный конкурс на воссоздание глобальной иконы в Ираке – архитекторам и дизайнерам предлагается заново представить исторический комплекс Аль-Нури в Мосуле.

В свое время арабский географ X века Аль-Мукаддаси назвал его метрополией этого региона, но это почти наверняка не то впечатление, которое может сложиться о городе Мосул в Ираке сегодня. История и наследие Мосула, учитывая те беды и потрясения, с которыми он столкнулся за последние несколько лет, как бы отошли на второй план из-за разрушений и ущерба, которым подвергся город. Однако теперь ситуация изменится благодаря новому проекту, осуществляемому Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в сотрудничестве с правительствами Ирака и Объединенных Арабских Эмиратов.

Чтобы понять актуальность этой инициативы, необходимо обратиться к прошлому Мосула. Хотя, по историческим данным, основание Старого города Мосула относится к VII веку до н.э., известность города возросла примерно в XII веке н.э., когда он находился под властью династии Зангидов. Основанная Имадом Ад-Дином Занги, династия Занги правила Мосулом 130 лет, которые с тех пор называют золотыми годами города. Одним из главных событий этого периода стало строительство грандиозной мечети Мосула – мечети ан-Нури, расположенной в географическом центре Мосула, одной из главных достопримечательностей которой является ее наклоненный минарет, из-за чего ее стали называть минаретом аль-Хадба (по-арабски горбатый).

Территория мечети, на которой в последующие годы были построены молельный зал, медресе и другие здания, стала называться комплексом Аль-Нури и стала визитной карточкой Старого города, в котором также находились церкви Ас-Саа и Ат-Тахира, являющиеся культовыми сооружениями. Легко понять, почему этот город, название которого в переводе с арабского означает связующее звено, стал предметом гордости и представителем многообразия мосульского народа, включающего арабов, курдов, тукенов, армян, ассирийцев, езидов, шабахков, мандеев, кавлиев, черкесов и представителей других этнических групп.Именно этот символ исторического города Мосул серьезно пострадал летом 2017 года, когда террористические силы Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ), захватившие город в 2014 году, были разгромлены и вынуждены покинуть его силами коалиции, возглавляемой правительством Ирака и его международными союзниками.

При отступлении из Мосула боевики ИГИЛ оставили в комплексе ан-Нури ряд взрывных устройств, которые не только разрушили мечеть и ее минарет, но и сделали это место в основном заваленным обломками, а значит, недоступным. Поскольку этот памятник является символом Мосула, разрушение комплекса ИГИЛ было названо тогдашним премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади признанием поражения боевиков, но можно с уверенностью сказать, что его потеря также сильно повлияла на сознание жителей страны. Именно такое впечатление сложилось у меня после беседы с д-ром Хасаном Надхемом, нынешним министром культуры Ирака, о значении этой достопримечательности не только для его страны, но и для всего ближневосточного региона. Его важность обусловлена тем, что он представляет собой два образа, – сказал доктор Надхем. Первый образ показывает глубину и многогранность иракского наследия, особенно если учесть, что в этом районе находятся церкви Ас-Саа и Ат-Тахира в Старом городе, а также множество традиционных зданий рядом с мечетью. Второе изображение представляет собой болезненную картину современной эпохи, воплощенной ИГИЛ в самом ужасном виде, когда они пытались убить самобытность и историю Ирака.

Ответ доктора Надхема, по сути, является объяснением того, почему в 2018 году ЮНЕСКО выступила с инициативой Возродить дух Мосула. Этот проект, целью которого было объявлено содействие примирению и социальной сплоченности в Мосуле и его Старом городе, направлен на восстановление и реконструкцию его знаковых достопримечательностей, среди которых мечеть ан-Нури и ее минарет аль-Хадхба, а также церкви ас-Саа и ас-Тахира.

Хотя ЮНЕСКО осуществляла этот проект в сотрудничестве с правительством Ирака, Возрождение духа Мосула получило поддержку и со стороны правительства Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которое выделило на эти цели более 50 млн. долларов США. Для того чтобы понять интерес ОАЭ к этой инициативе и ее поддержку, я побеседовал с министром культуры и молодежи ОАЭ Нурой Аль Кааби, которая отметила, что значение этого проекта связано не только с Ираком, но и с Ближним Востоком и миром в целом. Культура и история Ирака сыграли ключевую роль в нашей общей истории, и разрушение мечети Аль-Нури – это посягательство на наше общее культурное наследие, – пояснила она. Завершение проекта и использование комплекса Аль-Нури в качестве оживленного общественного пространства для богослужения, образования и общения станет ярким примером надежды, стойкости и сосуществования для Ирака, региона и всего мира.

Аль Кааби также отметил, что восстановление Мосула по образцу культурных идеалов, заложенных в его истории, является четким сигналом в отношении позитивных принципов, которые отстаивает Ближний Восток, в противовес негативным оттенкам, которыми он часто окрашен в глобальном масштабе. Город Мосул на протяжении тысячелетий был торговым и культурным связующим звеном между севером, югом, востоком и западом, – пояснил Аль Кааби. Один из древнейших городов мира, он возник еще в седьмом или шестом веке до нашей эры. Поэтому наследие города определяется прежде всего многовековым плюрализмом и сосуществованием культур. Мечеть Аль-Нури является важной достопримечательностью Старого города Мосула и символом его культурной идентичности с XII века н.э. Поэтому ее значение необходимо рассматривать как с точки зрения архитектурной истории города, так и с точки зрения его культурной истории. Несмотря на то, что в течение многих лет здание подвергалось многочисленным реконструкциям, оно было разрушено только при захвате города боевиками ДАИШ. Его восстановление и возвращение к первоначальной славе – это акт сопротивления терроризму. В контексте Ближнего Востока это особенно актуально, так как дает понять, что хаос, распространяемый в регионе экстремистами и террористами, будет не только побежден военным путем, но и разрушения, которые они причиняют, будут устранены, а пропагандируемые ими идеи раскола будут поддержаны.

Эта идея объединения усилий людей во имя блага не только Ирака, но и всего мира, похоже, явно прослеживается в последнем начинании ЮНЕСКО в рамках инициативы Возрождение духа Мосула. ЮНЕСКО объявила глобальный конкурс (см. подробнее на сайте https://unes.co/mosulcompetition), в рамках которого архитекторам, инженерам, компаниям или совместным предприятиям со всего мира предлагается разработать проект нового комплекса Аль-Нури. По словам заместителя генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне (Ernesto Ottone R.), конкурс, заявки на который будут приниматься до весны следующего года, направлен на восстановление комплекса с учетом богатого наследия Мосула и с использованием новых и современных технологий, чтобы вписать его в современную ткань города. Одна из миссий ЮНЕСКО заключается в защите культуры в чрезвычайных ситуациях и использовании ее возможностей для содействия миростроительству, восстановлению и примирению, – сказал Оттоне. Такая деятельность является основополагающей для достижения устойчивого развития и укрепления безопасности. Поэтому для нашей организации было вполне естественно оказаться у постели Мослави и поддержать их усилия по восстановлению комплекса Аль Нури, без которого они не смогут полностью оправиться от травм, полученных в результате разрушений. Следует также отметить, что одним из наших основных принципов является проведение консультаций с целью обеспечения того, чтобы все шаги, предпринимаемые для восстановления, соответствовали ожиданиям местного населения и властей. Именно поэтому решение о проведении международного архитектурного конкурса было принято и согласовано в апреле 2020 года руководящим комитетом проекта, в котором представлены местные власти, представители общественности и религиозные лидеры. Далее

Оттоне рассказал о факторах, которые будут определять, как ЮНЕСКО и ее партнеры будут определять победителей конкурса. Конкурс будет проводиться на основе ряда четких ценностей, которые ЮНЕСКО и наши иракские партнеры хотели бы видеть отраженными в проекте, – сказал он. Расположенный в самом центре старого города, комплекс Аль-Нури окружен прекрасными зданиями 18 и 19 веков позднеосманского периода. Таким образом, мы надеемся, что архитекторы и дизайнеры увидят возможность предложить комплексный дизайн, вдохновленный столь уникальной и богатой архитектурой старого города Мосула. Кроме того, что особенно важно, проект должен гармонично сочетать в себе старые – остатки исторических зданий комплекса – с новыми, и все это вместе с ландшафтным дизайном. Мы также надеемся, что архитектурные предложения позволят создать пространство для сообщества, которое станет местом обмена знаниями, проведения культурных и религиозных мероприятий. Мы хотели бы видеть проекты, которые бы уважительно относились к окружающей среде и создавали ощущение мира и спокойствия для верующих. Конечно, мы также выступаем за экологически чистый дизайн, в котором приоритет отдается местным конструктивным культурам и ноу-хау местных ремесленников.

Эти настроения находят свое отражение в видении Надхема того, что, по его мнению, народ Ирака хотел бы видеть в комплексе Аль-Нури в связи с его перестройкой. Интерес Ирака к реконструкции комплекса Аль-Нури объясняется двумя причинами, – сказал он. Первая причина связана с интересом Ирака к сохранению своего наследия, которое можно считать как национальным, так и международным. Вторая причина связана с войной Ирака против терроризма, в результате которой погибло много отважных иракцев. Эта война была не только поддержанием безопасности страны, но и триумфом мира, культуры, сосуществования общества и жизни со всеми ее смыслами. Комплекс Аль-Нури после реконструкции станет культурным, гуманистическим мемориалом войны, которую Ирак вел во имя человечества. Кроме того, этот комплекс предназначен для жителей города, которые осознают наследие и неизбывную историю своего города. Представительница ОАЭ Аль Кааби согласилась с этим заявлением своего иракского коллеги, отметив: Мечеть Аль-Нури была использована боевиками ДАИШ для провозглашения своего халифата в 2014 году и разрушена ими три года спустя перед тем, как они были вытеснены из Мосула. Эти действия бросили тень на мечеть, которая на протяжении 800 лет была символом сосуществования и интеграции, в городе, где часто одновременно звучат церковные колокола и призыв к молитве. Особенно важно в наше время, когда мы видим вокруг себя нарратив, направленный на раскол и натравливающий группы людей друг на друга, противопоставить этому нарративу более сильное и громкое послание стойкости, надежды и мира.

Независимое международное жюри определит победителей этого конкурса. По словам Оттоне, в его состав войдут эксперты в ключевых областях, связанных с этой инициативой, и будут отобраны ЮНЕСКО и правительством Ирака. По его словам, жюри будет обращать внимание на степень, в которой предложение достигло почти бесшовной интеграции с богатой архитектурой Старого города Мосула, на то, насколько оно достигло интеграции сохранившихся и реконструированных зданий с новыми, а также на ландшафтный дизайн всего комплекса, на потенциал проекта по созданию оазиса мира и спокойствия для верующих и оживленного жизненного центра для сообщества, а также на способность проекта обеспечить экологически безопасный дизайн. При этом Аль Кааби отметил, что международный конкурс такого рода позволит воплотить новаторские и творческие идеи со всех уголков земного шара и принять участие в восстановлении комплекса Аль-Нури, а также повысить осведомленность мировой общественности в вопросах сохранения и восстановления культуры, влияния терроризма на нашу культуру и важности международного сотрудничества в сфере культуры.

Что касается ценностей и идей, о которых мы надеемся, что участники будут помнить, то необходимо сосредоточиться на сохранении всех традиционных элементов первоначальной структуры, включая использование остатков исторической достопримечательности, – добавил Аль Кааби. Участникам проекта следует рассмотреть возможность использования традиционных материалов и современных технологий, чтобы обеспечить гармоничную интеграцию архитектуры старого города и нового проекта. В новых зданиях будут использованы цвета и материалы в соответствии с теми, которые использовались в Старом городе Мосула. Одним словом, мы ожидаем традиционных архитектурных типологий с тонкой современной интерпретацией. Есть и другие функциональные аспекты, на которые мы предлагаем обратить внимание участникам проекта, например, доступность для людей с ограниченными возможностями. С точки зрения Наджема, он еще раз подчеркнул важность комплекса Аль-Нури для народа Ирака, а также то, что его проектирование и развитие должно осуществляться с учетом этого аспекта. В ходе многочисленных встреч с ЮНЕСКО мы определили план реконструкции комплекса Аль-Нури, – сказал он. Мы подтвердили два важных основных момента, которые касаются сохранения традиционного облика и архитектурной, культурной самобытности сооружения, а также установили четкие временные рамки для плана реконструкции.

В связи с тем, что конкурс ЮНЕСКО уже начался и открыт для приема заявок, мы с затаенным дыханием ждем, как мы надеемся, целого ряда инновационных, вдохновляющих идей, которые вернут к жизни одну из самых любимых достопримечательностей Мосула. И дело не только в Ираке – как отмечает Аль Кааби, участие ОАЭ в этом проекте ЮНЕСКО свидетельствует о значении этой инициативы для всего Ближнего Востока и, конечно, мира в целом. ОАЭ обязались присоединиться к этой инициативе не только потому, что ЮНЕСКО пользуется международным авторитетом в области культуры, но и потому, что речь идет не только о восстановлении культурных объектов, – сказал Аль-Кааби. Проект полностью соответствует нашему видению умеренной, гармоничной социальной структуры нашего региона и отражает не только наши братские связи с Ираком, но и наше сотрудничество с международными организациями, а также то значение, которое мы придаем сохранению общего наследия человечества.

Аби Сэм Томас – главный редактор журнала Entrepreneur Middle East. Работает в журналистике с 2011 г., до этого был программистом-аналитиком в компании Accenture, сотрудничал с инвестиционно-банковским подразделением J. P. Morgan Chase в офисах в Мумбаи, Лондоне и Нью-Йорке. Получил степень магистра журналистики в Высшей школе журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке.

*Эта статья первоначально появилась на сайте Design Middle East.

Оставить комментарий

Запишитесь на бизнес тур по объектам
Запишитесь на онлайн бизнес-тур и оцените 25 ведущих объектов, где вы познакомитесь с инфраструктурой, и город будущего получите каталог "Топ 10 инвестиционных объектов в Дубае"
недвижимости
You may unsubscribe anytime you want by following the unsubscribe link from our newsletter. To Learn how we handle user privacy please checkout our page.
Запишитесь на бизнес тур по объектам