ЮНЕСКО объявляет международный конкурс на восстановление исторического комплекса Аль-Нури в Мосуле
Поделиться
СЛОВА АБИ САМ ТОМАС
КОМПЛЕКС АЛЬ-НОУРИ ИМИДЖЫ © UNESCO / MOAMIN AL-OBAID
ЮНЕСКО объявляет международный конкурс на воссоздание глобальной иконы в Ираке – архитекторам и дизайнерам предлагается заново представить исторический комплекс Аль-Нури в Мосуле.
В свое время арабский географ X века Аль-Мукаддаси назвал его метрополией этого региона, но это почти наверняка не то впечатление, которое может сложиться о городе Мосул в Ираке сегодня. История и наследие Мосула, учитывая те беды и потрясения, с которыми он столкнулся за последние несколько лет, как бы отошли на второй план из-за разрушений и ущерба, которым подвергся город. Однако теперь ситуация изменится благодаря новому проекту, осуществляемому Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в сотрудничестве с правительствами Ирака и Объединенных Арабских Эмиратов.
Чтобы понять актуальность этой инициативы, необходимо обратиться к прошлому Мосула. Хотя, по историческим данным, основание Старого города Мосула относится к VII веку до н.э., известность города возросла примерно в XII веке н.э., когда он находился под властью династии Зангидов. Основанная Имадом Ад-Дином Занги, династия Занги правила Мосулом 130 лет, которые с тех пор называют золотыми годами города. Одним из главных событий этого периода стало строительство грандиозной мечети Мосула – мечети ан-Нури, расположенной в географическом центре Мосула, одной из главных достопримечательностей которой является ее наклоненный минарет, из-за чего ее стали называть минаретом аль-Хадба (по-арабски горбатый).
Территория мечети, на которой в последующие годы были построены молельный зал, медресе и другие здания, стала называться комплексом Аль-Нури и стала визитной карточкой Старого города, в котором также находились церкви Ас-Саа и Ат-Тахира, являющиеся культовыми сооружениями. Легко понять, почему этот город, название которого в переводе с арабского означает связующее звено, стал предметом гордости и представителем многообразия мосульского народа, включающего арабов, курдов, тукенов, армян, ассирийцев, езидов, шабахков, мандеев, кавлиев, черкесов и представителей других этнических групп.Именно этот символ исторического города Мосул серьезно пострадал летом 2017 года, когда террористические силы Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ), захватившие город в 2014 году, были разгромлены и вынуждены покинуть его силами коалиции, возглавляемой правительством Ирака и его международными союзниками.
При отступлении из Мосула боевики ИГИЛ оставили в комплексе ан-Нури ряд взрывных устройств, которые не только разрушили мечеть и ее минарет, но и сделали это место в основном заваленным обломками, а значит, недоступным. Поскольку этот памятник является символом Мосула, разрушение комплекса ИГИЛ было названо тогдашним премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади признанием поражения боевиков, но можно с уверенностью сказать, что его потеря также сильно повлияла на сознание жителей страны. Именно такое впечатление сложилось у меня после беседы с д-ром Хасаном Надхемом, нынешним министром культуры Ирака, о значении этой достопримечательности не только для его страны, но и для всего ближневосточного региона. Его важность обусловлена тем, что он представляет собой два образа, – сказал доктор Надхем. Первый образ показывает глубину и многогранность иракского наследия, особенно если учесть, что в этом районе находятся церкви Ас-Саа и Ат-Тахира в Старом городе, а также множество традиционных зданий рядом с мечетью. Второе изображение представляет собой болезненную картину современной эпохи, воплощенной ИГИЛ в самом ужасном виде, когда они пытались убить самобытность и историю Ирака.
Ответ доктора Надхема, по сути, является объяснением того, почему в 2018 году ЮНЕСКО выступила с инициативой Возродить дух Мосула. Этот проект, целью которого было объявлено содействие примирению и социальной сплоченности в Мосуле и его Старом городе, направлен на восстановление и реконструкцию его знаковых достопримечательностей, среди которых мечеть ан-Нури и ее минарет аль-Хадхба, а также церкви ас-Саа и ас-Тахира.
Хотя ЮНЕСКО осуществляла этот проект в сотрудничестве с правительством Ирака, Возрождение духа Мосула получило поддержку и со стороны правительства Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которое выделило на эти цели более 50 млн. долларов США. Для того чтобы понять интерес ОАЭ к этой инициативе и ее поддержку, я побеседовал с министром культуры и молодежи ОАЭ Нурой Аль Кааби, которая отметила, что значение этого проекта связано не только с Ираком, но и с Ближним Востоком и миром в целом. Культура и история Ирака сыграли ключевую роль в нашей общей истории, и разрушение мечети Аль-Нури – это посягательство на наше общее культурное наследие, – пояснила она. Завершение проекта и использование комплекса Аль-Нури в качестве оживленного общественного пространства для богослужения, образования и общения станет ярким примером надежды, стойкости и сосуществования для Ирака, региона и всего мира.
Аль Кааби также отметил, что восстановление Мосула по образцу культурных идеалов, заложенных в его истории, является четким сигналом в отношении позитивных принципов, которые отстаивает Ближний Восток, в противовес негативным оттенкам, которыми он часто окрашен в глобальном масштабе. Город Мосул на протяжении тысячелетий был торговым и культурным связующим звеном между севером, югом, востоком и западом, – пояснил Аль Кааби. Один из древнейших городов мира, он возник еще в седьмом или шестом веке до нашей эры. Поэтому наследие города определяется прежде всего многовековым плюрализмом и сосуществованием культур. Мечеть Аль-Нури является важной достопримечательностью Старого города Мосула и символом его культурной идентичности с XII века н.э. Поэтому ее значение необходимо рассматривать как с точки зрения архитектурной истории города, так и с точки зрения его культурной истории. Несмотря на то, что в течение многих лет здание подвергалось многочисленным реконструкциям, оно было разрушено только при захвате города боевиками ДАИШ. Его восстановление и возвращение к первоначальной славе – это акт сопротивления терроризму. В контексте Ближнего Востока это особенно актуально, так как дает понять, что хаос, распространяемый в регионе экстремистами и террористами, будет не только побежден военным путем, но и разрушения, которые они причиняют, будут устранены, а пропагандируемые ими идеи раскола будут поддержаны.
Эта идея объединения усилий людей во имя блага не только Ирака, но и всего мира, похоже, явно прослеживается в последнем начинании ЮНЕСКО в рамках инициативы Возрождение духа Мосула. ЮНЕСКО объявила глобальный конкурс (см. подробнее на сайте https://unes.co/mosulcompetition), в рамках которого архитекторам, инженерам, компаниям или совместным предприятиям со всего мира предлагается разработать проект нового комплекса Аль-Нури. По словам заместителя генерального директора ЮНЕСКО по культуре Эрнесто Оттоне (Ernesto Ottone R.), конкурс, заявки на который будут приниматься до весны следующего года, направлен на восстановление комплекса с учетом богатого наследия Мосула и с использованием новых и современных технологий, чтобы вписать его в современную ткань города. Одна из миссий ЮНЕСКО заключается в защите культуры в чрезвычайных ситуациях и использовании ее возможностей для содействия миростроительству, восстановлению и примирению, – сказал Оттоне. Такая деятельность является основополагающей для достижения устойчивого развития и укрепления безопасности. Поэтому для нашей организации было вполне естественно оказаться у постели Мослави и поддержать их усилия по восстановлению комплекса Аль Нури, без которого они не смогут полностью оправиться от травм, полученных в результате разрушений. Следует также отметить, что одним из наших основных принципов является проведение консультаций с целью обеспечения того, чтобы все шаги, предпринимаемые для восстановления, соответствовали ожиданиям местного населения и властей. Именно поэтому решение о проведении международного архитектурного конкурса было принято и согласовано в апреле 2020 года руководящим комитетом проекта, в котором представлены местные власти, представители общественности и религиозные лидеры. Далее
Оттоне рассказал о факторах, которые будут определять, как ЮНЕСКО и ее партнеры будут определять победителей конкурса. Конкурс будет проводиться на основе ряда четких ценностей, которые ЮНЕСКО и наши иракские партнеры хотели бы видеть отраженными в проекте, – сказал он. Расположенный в самом центре старого города, комплекс Аль-Нури окружен прекрасными зданиями 18 и 19 веков позднеосманского периода. Таким образом, мы надеемся, что архитекторы и дизайнеры увидят возможность предложить комплексный дизайн, вдохновленный столь уникальной и богатой архитектурой старого города Мосула. Кроме того, что особенно важно, проект должен гармонично сочетать в себе старые – остатки исторических зданий комплекса – с новыми, и все это вместе с ландшафтным дизайном. Мы также надеемся, что архитектурные предложения позволят создать пространство для сообщества, которое станет местом обмена знаниями, проведения культурных и религиозных мероприятий. Мы хотели бы видеть проекты, которые бы уважительно относились к окружающей среде и создавали ощущение мира и спокойствия для верующих. Конечно, мы также выступаем за экологически чистый дизайн, в котором приоритет отдается местным конструктивным культурам и ноу-хау местных ремесленников.
Эти настроения находят свое отражение в видении Надхема того, что, по его мнению, народ Ирака хотел бы видеть в комплексе Аль-Нури в связи с его перестройкой. Интерес Ирака к реконструкции комплекса Аль-Нури объясняется двумя причинами, – сказал он. Первая причина связана с интересом Ирака к сохранению своего наследия, которое можно считать как национальным, так и международным. Вторая причина связана с войной Ирака против терроризма, в результате которой погибло много отважных иракцев. Эта война была не только поддержанием безопасности страны, но и триумфом мира, культуры, сосуществования общества и жизни со всеми ее смыслами. Комплекс Аль-Нури после реконструкции станет культурным, гуманистическим мемориалом войны, которую Ирак вел во имя человечества. Кроме того, этот комплекс предназначен для жителей города, которые осознают наследие и неизбывную историю своего города. Представительница ОАЭ Аль Кааби согласилась с этим заявлением своего иракского коллеги, отметив: Мечеть Аль-Нури была использована боевиками ДАИШ для провозглашения своего халифата в 2014 году и разрушена ими три года спустя перед тем, как они были вытеснены из Мосула. Эти действия бросили тень на мечеть, которая на протяжении 800 лет была символом сосуществования и интеграции, в городе, где часто одновременно звучат церковные колокола и призыв к молитве. Особенно важно в наше время, когда мы видим вокруг себя нарратив, направленный на раскол и натравливающий группы людей друг на друга, противопоставить этому нарративу более сильное и громкое послание стойкости, надежды и мира.
Независимое международное жюри определит победителей этого конкурса. По словам Оттоне, в его состав войдут эксперты в ключевых областях, связанных с этой инициативой, и будут отобраны ЮНЕСКО и правительством Ирака. По его словам, жюри будет обращать внимание на степень, в которой предложение достигло почти бесшовной интеграции с богатой архитектурой Старого города Мосула, на то, насколько оно достигло интеграции сохранившихся и реконструированных зданий с новыми, а также на ландшафтный дизайн всего комплекса, на потенциал проекта по созданию оазиса мира и спокойствия для верующих и оживленного жизненного центра для сообщества, а также на способность проекта обеспечить экологически безопасный дизайн. При этом Аль Кааби отметил, что международный конкурс такого рода позволит воплотить новаторские и творческие идеи со всех уголков земного шара и принять участие в восстановлении комплекса Аль-Нури, а также повысить осведомленность мировой общественности в вопросах сохранения и восстановления культуры, влияния терроризма на нашу культуру и важности международного сотрудничества в сфере культуры.
Что касается ценностей и идей, о которых мы надеемся, что участники будут помнить, то необходимо сосредоточиться на сохранении всех традиционных элементов первоначальной структуры, включая использование остатков исторической достопримечательности, – добавил Аль Кааби. Участникам проекта следует рассмотреть возможность использования традиционных материалов и современных технологий, чтобы обеспечить гармоничную интеграцию архитектуры старого города и нового проекта. В новых зданиях будут использованы цвета и материалы в соответствии с теми, которые использовались в Старом городе Мосула. Одним словом, мы ожидаем традиционных архитектурных типологий с тонкой современной интерпретацией. Есть и другие функциональные аспекты, на которые мы предлагаем обратить внимание участникам проекта, например, доступность для людей с ограниченными возможностями. С точки зрения Наджема, он еще раз подчеркнул важность комплекса Аль-Нури для народа Ирака, а также то, что его проектирование и развитие должно осуществляться с учетом этого аспекта. В ходе многочисленных встреч с ЮНЕСКО мы определили план реконструкции комплекса Аль-Нури, – сказал он. Мы подтвердили два важных основных момента, которые касаются сохранения традиционного облика и архитектурной, культурной самобытности сооружения, а также установили четкие временные рамки для плана реконструкции.
В связи с тем, что конкурс ЮНЕСКО уже начался и открыт для приема заявок, мы с затаенным дыханием ждем, как мы надеемся, целого ряда инновационных, вдохновляющих идей, которые вернут к жизни одну из самых любимых достопримечательностей Мосула. И дело не только в Ираке – как отмечает Аль Кааби, участие ОАЭ в этом проекте ЮНЕСКО свидетельствует о значении этой инициативы для всего Ближнего Востока и, конечно, мира в целом. ОАЭ обязались присоединиться к этой инициативе не только потому, что ЮНЕСКО пользуется международным авторитетом в области культуры, но и потому, что речь идет не только о восстановлении культурных объектов, – сказал Аль-Кааби. Проект полностью соответствует нашему видению умеренной, гармоничной социальной структуры нашего региона и отражает не только наши братские связи с Ираком, но и наше сотрудничество с международными организациями, а также то значение, которое мы придаем сохранению общего наследия человечества.
Аби Сэм Томас – главный редактор журнала Entrepreneur Middle East. Работает в журналистике с 2011 г., до этого был программистом-аналитиком в компании Accenture, сотрудничал с инвестиционно-банковским подразделением J. P. Morgan Chase в офисах в Мумбаи, Лондоне и Нью-Йорке. Получил степень магистра журналистики в Высшей школе журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке.
*Эта статья первоначально появилась на сайте Design Middle East.