Развенчание теории спада на рынке электромобилей
Поделиться
В первой половине 2024 года новости, связанные с электромобилями (EV), были несколько мрачными: вы много слышали о спаде на рынке EV и сокращении планов OEM-производителей. Это может натолкнуть на мысль, что EV уже не те и что они не станут решением будущего, но так ли это на самом деле, как мы должны понимать? В этой статье IDTechEx обсуждает текущую статистику, состояние рынка и перспективы на будущее.
Что происходит с продажами электромобилей?
С 2015 по 2023 год продажи электромобилей демонстрировали уверенный рост из года в год, даже в период COVID-19, когда автомобильный рынок переживал значительный спад. Исследование IDTechEx (Electric Vehicles: Land, Sea, and Air 2024-2044) показало, что рост составил в среднем 50 % в год, а с 2022 по 2023 год – 38 %.
Рассматривая 2024 год, МЭА недавно опубликовало данные, свидетельствующие о снижении продаж электромобилей в первом квартале 2024 года на 20% по сравнению с последним кварталом 2023 года. Поначалу это может показаться тревожным, но стоит обратить внимание на тенденции в течение года. Несмотря на значительный рост в годовом исчислении, наблюдается устойчивая тенденция к тому, что продажи в первом квартале значительно ниже, чем в четвертом. Однако продажи в первом квартале продолжают расти год от года, причем продажи в первом квартале 2024 года будут на 30 % выше, чем в первом квартале 2023 года. Мало того, продажи электромобилей выросли во всех регионах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи электромобилей продолжают быстро расти, но темпы роста несколько замедлились. По данным IDTechEx, пик ежегодного роста пришелся на период с 2020 по 2021 год и составил 111 %, после чего он стал снижаться. Однако это неизбежность, невозможно вечно иметь экспоненциальный рост; продажи электромобилей растут на существующем (и ограниченном) автомобильном рынке.
Откуда берутся опасения?
Учитывая, что продажи электромобилей продолжают активно расти, почему мы видим так много новостей о спаде? Некоторые из них, безусловно, играют на антирекламе, поскольку более привлекательным заголовком является реклама провала, а не Электромобили снова хорошо себя чувствуют. Некоторое сокращение производства автомобилей и комплектующих может быть также связано с чрезмерными инвестициями и более медленными темпами роста, чем некоторые первоначально прогнозировали. Это в сочетании с необходимостью для автопроизводителей попытаться сделать свои текущие EV-платформы более прибыльными.
Но есть и более обоснованные опасения по поводу дальнейшего внедрения электромобилей. Одним из основных ограничений является отсутствие моделей в более доступных ценовых категориях. Хотя на рынке есть отличные EV, которые сейчас соответствуют средней цене автомобиля или даже ниже ее, все равно электрическая версия стоит дороже, чем аналогичная модель с двигателем, а на западных рынках еще нет большого выбора моделей ниже отметки в 25 000 евро (или эквивалентной суммы).
Инфраструктура зарядки по-прежнему является ключевым фактором в принятии электромобилей потребителями. Большинство владельцев EV будут заряжаться дома на ночь и иногда использовать общественную инфраструктуру для более длительных поездок. Тем не менее, во время поездок многие видят закрытые общественные зарядные станции, что, безусловно, отпугивает, даже если ситуация улучшается и общественная зарядка не является основным механизмом.
Серьезное препятствие для тех, у кого нет доступа к подъездной дорожке или гаражу для зарядки. В этой области происходят инновации: зарядные устройства устанавливаются на фонарных столбах и парковочных гаражах. Однако в настоящее время установка и обслуживание таких систем возлагается на поставщиков жилья, власти и поставщиков зарядных сетей. Кроме того, эти владельцы, скорее всего, будут требовать автомобили в нижних ценовых категориях, что нам еще предстоит увидеть.
Каким видится будущее?
Несмотря на вышеуказанные опасения, продажи EV продолжают расти, а надвигающийся запрет на использование двигателей внутреннего сгорания вряд ли будет отодвинут еще дальше. Спрос сохраняется, но для полного раскрытия потенциала автомобильного рынка необходимы модели с более низкой начальной стоимостью. Хотя существуют проблемы с инфраструктурой зарядки, все они могут быть решены различными способами, но потребуют времени и инвестиций. В долгосрочной перспективе электромобили приведут к более чистой дорожной сети. Отчет IDTechEx Электромобили: Land, Sea, and Air 2024-2044, прогнозирует, что к 2035 году продажи электромобилей превысят 50 миллионов по всему миру, по сравнению с более чем 18 миллионами в 2024 году.
Это не только легковые автомобили: такие сегменты, как автобусы, грузовики, двухколесные транспортные средства, самолеты и морские суда, стремятся к электрификации со своими собственными движущими силами, проблемами и этапами внедрения. Прогнозы по этим категориям на ближайшие 20 лет представлены в отчете IDTechEx Электромобили: Land, Sea, and Air 2024-2044.