Уровень заполняемости складов в Саудовской Аравии достиг рекордной отметки в 97%
Поделиться
Уровень заполняемости складских помещений в Саудовской Аравии достиг рекордного уровня в 97% в конце первого полугодия 2024 года, чему способствовал высокий уровень спроса на складские помещения и объекты легкой промышленности (LIU), говорится в обзоре рынка промышленной и логистической недвижимости Саудовской Аравии за 1 полугодие 2024 года, подготовленном международной консалтинговой компанией Knight Frank.
Сектор складской недвижимости и логистики в Саудовской Аравии переживает впечатляющий рост уровня заполняемости и среднемесячных арендных ставок за квадратный метр в течение последних нескольких лет, чему в значительной степени способствовали стратегические инициативы правительства, а также существенные инвестиции в складскую инфраструктуру, промышленные объекты и логистику, отмечает Knight Frank.
РИЯД
Эр-Рияд стал одним из наиболее успешных регионов Королевства, где средние арендные ставки на объекты легкой промышленности и складские помещения класса B выросли на 10,4% в годовом исчислении и теперь составляют 210 SAR psm. Примечательно, что в Logistic Park Riyadh самые высокие ставки в городе – 290 SAR psm, и он также полностью заполнен.
Что касается предложения, то в Эр-Рияде расположено 28 млн кв. м складских помещений, еще 820 000 кв. м промышленных и логистических площадей находятся в стадии строительства в различных районах Эр-Рияда, причем большая часть строящихся площадей расположена в районе Industrial Gate (456 000 кв. м), за которым следует район Jabal Ali (130 000 кв. м).
Knight Frank также отмечает, что различные гигапроекты, реализуемые по всему городу, являются ключевым источником нового и долгосрочного спроса на складские помещения.
Файсал Дуррани, партнер, руководитель отдела исследований в регионе MENA, пояснил: По своей природе гигапроекты Эр-Рияда повышают уровень спроса на складские помещения не только для хранения строительных материалов, но и являются катализатором появления новых специализированных промышленных и логистических хабов. Новые супергорода Эр-Рияда включают в себя развитие обширных новых транспортных сетей и коммерческих комплексов, что также способствует значительному спросу на складские и распределительные помещения по всему городу.
Кроме того, процветающий сектор электронной коммерции способствует росту спроса на складские помещения, распределительные узлы последней мили, логистические комплексы, а также облачные и темные кухни, особенно в связи с ростом популярности онлайн-покупок и приложений для доставки еды.
ДЖЕДДАХ
Как и в Эр-Рияде, в секторе складских и логистических помещений Джидды за последние 12 месяцев также наблюдался рост предложения, в результате чего общий объем складских и логистических помещений достиг 19,6 млн кв. м. Среди заметных проектов – логистический парк Maersk и склад Aramex, а также многочисленные объекты, построенные компанией Logi Point в бизнес-парке Zahid. Стратегическое расположение Джидды, являющейся одновременно воротами в Королевство и ключевым центром перевалочных операций, делает ее идеальным местом для развития логистики.
Близость Исламского порта Джидды к основным судоходным маршрутам и его роль в содействии торговле между Саудовской Аравией и другими региональными рынками подчеркивают его важность в более широком логистическом ландшафте. К концу первого полугодия 2024 года средние ставки аренды складов в Джидде для объектов легкой промышленности и класса B составят 208 SAR за кв. м, а средний уровень заполняемости – 97 %.
ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВА
По данным Knight Frank, спрос и рост в промышленном секторе Королевства стимулируется программами и инициативами, связанными с программой Vision 2030, которая направлена на диверсификацию экономики и снижение ее зависимости от нефти. Например, Национальная программа промышленного развития и логистики (NIDLP), являющаяся краеугольным камнем программы Vision 2030, направлена на превращение Саудовской Аравии в мирового промышленного лидера и логистический центр путем создания промышленных городов и специальных экономических зон (СЭЗ) по всему Королевству. Кроме того, Национальная промышленная стратегия, объявленная SIDF, направлена на увеличение стоимости промышленного экспорта до 557 млрд. саудовских шиллингов к 2030 году. За последние пять десятилетий SIDF предоставил кредиты на сумму более 180 млрд. сар. на реализацию более 4000 проектов, а общий объем инвестиций составил около 700 млрд. сар.
Амар Хуссейн, ассоциированный партнер – Research ME, добавил: В настоящее время мы отслеживаем пять специальных и экономических зон, расположенных по всему Королевству. Эти зоны предлагают привлекательные стимулы и современную инфраструктуру для привлечения местных и международных инвесторов, что способствует значительному промышленному росту. Кроме того, расположение Саудовской Аравии на берегу Персидского залива и Красного моря, через которые проходит 13 % мировой торговли, дает ей явные преимущества в качестве дополнительных ворот на рынки с населением более 6 миллиардов человек.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО РЫНКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ
Согласно анализу Knight Frank, Саудовская Аравия в настоящее время сталкивается с нехваткой складских помещений, ситуация усугубляется осторожным инвестиционным поведением землевладельцев, при этом Эр-Рияд испытывает наиболее острую нехватку складских площадей, что обусловлено быстрым экономическим ростом и растущим спросом на современные логистические решения.
Михаил Верещагин, ассоциированный партнер – Industrial & Logistics KSA, заключил: Нехватка складских площадей класса А в Саудовской Аравии отражает более широкие тенденции в промышленном и логистическом секторе региона. Продолжающееся развитие электронной коммерции, рост потребительского спроса и амбициозные инициативы Королевства Видение 2030 способствуют росту потребности в современных складских помещениях. Тем не менее, разрыв между предложением спецификаций класса А и спросом подчеркивает проблемы быстрого наращивания инфраструктуры для удовлетворения этих меняющихся потребностей.
Кроме того, развитие высококачественных складских комплексов имеет решающее значение для поддержки роли Саудовской Аравии в качестве логистического центра на Ближнем Востоке. Стратегическое расположение страны, а также постоянные инвестиции в транспорт и инфраструктуру делают ее потенциальным лидером в региональной торговле и логистике.
Однако для преодоления нынешней нехватки складских площадей потребуются не только инвестиции, но и изменение подхода к развитию, с большим акцентом на сотрудничество между местными и международными игроками.